ДОРОГ МНОГО, НО ПУТЬ ОДИН
8 812 324 44 11
199178, Санкт-Петербург,
17-я линия, 22 В. О., БЦ «Сенатор»

Успешно завершена поставка ключевого оборудования для строительства КС «Байдарацкая» КЦ-2 СМГ «Бованенково — Ухта»

23.06.2014

9 мая 2014 года ЗАО «Ямалгазинвест» совместно с единым логистическим оператором ООО «Логистика Северо-Европейских Газопроводов» успешно завершили транспортировку шести фильтров-сепараторов, предназначенных для строительства компрессорной станции «Байдарацкая» КЦ-2 системы магистральных газопроводов «Бованенково-Ухта». Задача была повышенной сложности — фильтры-сепараторы, каждый весом 59 тонн и высотой в 3,76 м, надлежало доставить в зону монтажа до начала весеннего паводка вдоль трассовым прохождением, иными словами — через зимнюю тундру в отсутствие дорог. Практикуемых технологий перевозки негабаритного груза в условиях полного бездорожья нет, помимо этого прохождение расстояния в 130 км существенно осложнялось погодными условиями — ранней распутицей и сильными метелями при штормовом ветре.

Вся операция заняла 22 дня напряженной работы, и была успешно завершена, благодаря использованию самой мощной техники, высоким стандартам контроля, а главное — команде, которая действовала слаженно и эффективно даже в самых экстремальных ситуациях. Об этом мы расскажем подробнее.




Перевозка сепараторов к месту монтажа.



Тяжелый груз

При строительстве первого цеха компрессорной станции «Байдарацкая» в 2010 году поставка фильтров-сепараторов удачно совпала с периодом летней навигации, и груз был доставлен водными путями. Однако фильтры-сепараторы, предназначенные для строительства второго цеха, прибыли с завода на Бованенково 12 апреля 2014 года, как раз в тот период, когда до начала плюсовых температур оставались считанные недели. Надо было успеть доставить их к месту монтажа до начала весеннего паводка — весна в тундру имеет обыкновение приходить резко, и тогда зимние дороги, которые представляют собой, фактически, просто «укатанный» снег, разваливаются прямо на глазах.

Вариант отложить транспортировку до периода летней навигации изначально не рассматривался — оборудование, по плану, должно участвовать в летних испытаниях, а значит, задержка доставки могла привести к угрозе срывов сроков строительно-монтажных работ в целом.

Фильтры-сепараторы, через которые проходит механическая очистка газа, — негабаритный и сложный груз. Основная трудность в том, что эта гигантская центрифуга имеет очень высокий центр тяжести, следовательно, высока опасность ее опрокидывания. Этот факт сразу сузил количество возможных способов транспортировки. Автотранспорт, в частности, отпадал сразу — достаточно было взглянуть на сепараторы высотой в два с половиной человеческих роста, чтобы понять, что автомобили под ними не выдержат первого же серьезного спуска или подъема.



Корабль тундры

В итоге, был подготовлен план транспортировки фильтров-сепараторов на так называемых «пенах». Как это выглядит: из толстого листового железа делаются гигантские сани размером 10 на 3,5 м, только без полозьев. К ним цепляется дышло, в которое «впрягается» бульдозер. «Пеной» это приспособление называется потому, что такой лист плавно движется по поверхности, огибая все углы и неровности.

После того, как были подготовлены чертежи и изготовлены «пены», команда провела предварительную разведку: выехала на место, проверила состояние дорог, отметив все наиболее опасные точки, и выбрала место погрузки, откуда должно было начаться прохождение маршрута. Сделали пробный рейс. В качестве отправной точки («нулевого километра») выбрали городок ЗАО «Ленгазспецстрой», сотрудники и ресурсы которого также были задействованы в операции. Туда, на «нулевой километр», перебазировали два фильтра-сепаратора, которые должны были идти первым рейсом, и всю технику: кран Liebherr LTM 1200 весом 200 т, с помощью которого осуществляли погрузку сепараторов на «пены», три тяжелых бульдозера повышенной проходимости, вездеход на шинах сверхнизкого давления, передвижную авторемонтную мастерскую, топливозаправщик и вахтовый автомобиль. Всего на предварительную подготовку с учетом производства «пен» ушло 5 суток.

В тот момент уже было понятно, что поблажек от погоды не будет — начиналась оттепель, метели бушевали через каждые 2–3 дня. Все эти факторы делали уже неоднократно пройденный и знакомый маршрут опасным и непредсказуемым. Автоколонна в сопровождении 17 человек двинулась в путь. Впереди было 130 км бездорожья в тундре.



Сложный путь

Путь предстоял непростой: двигаться приходилось по рыхлому снегу. Температура стояла минус 15 градусов, но это был тот случай, когда все мечтали о минус 20 — 25, тогда дорога замерзла бы до крепости бетона. С учетом постоянных метелей, когда единственным ориентиром для колонны была яркая куртка идущего впереди главного механика, скорость движения была всего 5 — 6 км в час. Иногда за день, при том, что начинали транспортировку в шесть утра, а заканчивали в девять вечера, удавалось пройти не более 20 км. В результате, каждый рейс в один конец занимал 3 — 4 дня.

Техника сутками находилась в рабочем состоянии с заведенными двигателями, а специалисты, обеспечивающие перевозку, жили в суровых условиях тундры. Проходимость наиболее сложных участков трассы обеспечивал трубоукладчик. ЗАО «Ленгазспецстрой» на протяжении всего маршрута обеспечивало очистку проезда от снега.

К поломкам и сбоям были готовы — в подобных экспедициях это скорее норма, чем неожиданность. Сложнее всего было на крутых спусках и подъемах — местность была неровной, и попадались такие холмы, в которые автотранспорт подняться бы точно не смог. Вес сепаратора вместе с «пеной» — 70 тонн, а вес бульдозера — 50 тонн, малейшее отклонение — груз уйдет в сторону и бульдозер его не удержит. Приходилось тащить тройной тягой: на сложных подъемах прицепляли к каждой «пене» по очереди два бульдозера впереди и один для дополнительной тяги сзади, а при спусках наоборот — два бульдозера сзади «пены» в качестве «якоря». Такая тактика позволила избежать неприятных инцидентов.



Готовность ко всему

Позволить себе расслабиться не мог никто, требовалась постоянная собранность и сосредоточенность на всем протяжении движения. Нагрузка была колоссальной, техника не выдерживала, лопался металл толщиной в запястье. Однако, благодаря тому, что заранее, по максимуму, предусмотрели все возможные особенности маршрута, серьезных срывов, которые могли бы подставить под удар выполнение задачи, не было. К слову сказать, использовали принцип усиленной страховки (например, не один, а два запасных троса; на каждую «пену» не один стопор, а два).

Команда была готова оперативно и профессионально решать все проблемы на месте даже в экстремальных погодных условиях.

Так, например, во время второго рейса стали разваливаться «пены». В результате, колонна была вынуждена остановиться посреди тундры и провести сварочные работы, которые продолжались 4 часа. Качество сварки было таково, что больше ремонта «пенам» не потребовалось до конца операции.

Особая неприятность поджидала колонну на третьем рейсе. При выезде из Бованенково необходимо было пересечь реку Мордыяху. Было уже начало мая — в том месте, где раньше проходили с тяжеловесными грузами, выступила вода. Однако альтернативы не было — реку надо было пересечь, несмотря на опасность (глубина Мордыяхи — 18 м). После проведения расчетов приняли решение перетаскивать сепараторы через реку длинным тросом, чтобы на лед не заезжало одновременно слишком много тяжелой техники. К выполнению подключили трубоукладчик, но его мощности не хватило — «пена» застряла на середине реки. Подъезжать к ней опасались из соображений безопасности — под ногами вибрировал лед. Тогда бульдозер подогнали к берегу и вытянули «пену» с его помощью. В итоге, переправа одного фильтра-сепаратора через реку шириной 50 м заняла целых 6 часов (с семи вечера до часу ночи).

Но как впоследствии оказалось, это было последнее серьезное испытание для группы. К 9 мая важный груз был доставлен и вовлечен в монтаж в срок без повреждений и рекламаций. Задача была выполнена.



Источник: официальный сайт ЗАО «Ямалгазинвест»